ПО УЛИЦАМ СТАРОГО ПАРИЖА
«Хорошая фотография как хорошая собака: немая, но красноречивая.»
Эжен Атже
Эжен Атже (Eugene Atget, 1857-1927) никогда не называл себя фотографом: он предпочитал название «автор-продюсер». Сначала он пытался стать художником, потом — актером, но безуспешно. Наконец в 1898 году Атже взял в руки фотоаппарат и стал фотографировать vieux Paris (старый Париж). Главной его целью было создание «документов», как он называл свои фотографии городских видов и архитектуры. Немаловажна была для него и коммерческая сторона — он продавал свои фотографии художникам.
Эжен Атже ходил со своей громоздкой и неуклюжей крупноформатной камерой по улицам Парижа и снимал дома и подъезды, дворы и витрины магазинов, особняки и мастерские, церкви и памятники... Современные для того времени сооружения мало его интересовали: ни на одном из его снимков нет, скажем, Эйфелевой башни. Иногда он снимал городские сценки, включая в кадр в основном представителей низших слоев общества. Его фигура в потертой одежде, и черное покрывало, которое он накидывал на себя и камеру при съемке, стали достопримечательностью. Парижане звали его «Папаша Атже».
Фотография не принесла Эжену Атже особенного богатства: относительную свободу он получил только в 1920-х годах когда Историческая библиотека города Парижа закупила у него 5650 фотографических отпечатков. Но он не оставил любимого дела, снимая практически до своего последнего дня. Он умер 4 августа 1927 года больным и непризнанным, еле сводя концы с концами, оставив после себя более десяти тысяч негативов, которые сейчас являются украшением ведущих музеев мира.
***
Хотя Эжен Атже не был особенно знаменит при жизни, его работы вдохновили многих талантливых фотографов XX века. «… я познакомился с работами Атже, фотографа с трагической судьбой, и они произвели на меня настолько сильное впечатление, что, наверное, под их влиянием я и купил свой первый фотоаппарат» — вспоминал Анри Картье-Брессон. «Его будут помнить, как историка города, настоящего романтика, влюбленного в Париж, как Бальзака от фотографии, чьими работами мы можем сплести огромный гобелен французской культуры», — полагала Беренис Эббот, которая после смерти Атже приобрела его архив и сохранила его для нас с вами. «Фотографии Атже — непосредственные и эмоционально чистые записи редкого и утонченного восприятия и представляют, может быть, самую раннюю форму чистого искусства фотографии», — писал Ансель Адамс..